Крещение Господне – завершающий праздник в череде зимних рождественско-новогодних празднований. Он связан с крещением Христа в священных водах реки Иордан.
Когда-то давно люди приходили на берег величавой реки Иордан, чтобы послушать проповеди Иоанна Крестителя. Он с воодушевлением рассказывал всем желающим, что очень скоро на земле появится Спаситель, который дарует надежду на бессмертие души. И произойти это чудо может в любой день. Поэтому нужно подготовиться к встрече с Мессией – покаяться и принять крещение. Сначала следовало признать свои вольные и невольные грехи. А затем окунуться в реку. Разумеется, не просто искупаться, а очиститься от скверны и пройти крещение.
С тех самых пор люди верят, что вода, набранная из водоема в день Крещения Христа, обладает чудодейственной силой и невероятными целебными свойствами, к тому же она не портится в течение долгого времени (год точно, а то и два, и три). В былые времена, утром за день до Крещения шли к водоему, чтобы вырубить во льду большой крест и установить его рядом с прорубью (вертикально). Тогда ни о каком глобальном потеплении не слышали, крещенские морозы были лютые, что позволяло без проблем соорудить ледяной крест. Его украшали венком из веток калины и сосны, увитых барвинком. Такие дары природы несли в себе глубокий сакральный смысл. Калина олицетворяла любовь и счастливое материнство, сосна – вечную жизнь, а барвинок – вечную любовь. После этого крест поливали специально приготовленным для такого случая свекольным квасом. И ледяной крест становился красным – в память о крови Иисуса Христа, которую он пролил за спасение человечества. И крестообразную прорубь, и сам крест именовали «иордань». Символически это означало, что воды далекой реки Иордань текут в каждой реке, пруду или озере. А на следующий день, в праздник Крещения, сюда поспешит народ, тысячи людей совершат крестный ход «на Иордань». Священник прочтет молитву и, освящая воду, опустит в нее серебряный крест.
Традиция ставить ледяной крест сейчас практически не поддерживается, а вот прорубь в виде креста по-прежнему вырубают. И смельчаки в нее окунаются. Троекратное погружение с головой осуществляют. Как в древности. Грехи смывают и от болезней избавляются. Простые люди – скромно, свой «подвиг» не афишируя. Политики и власть имущие – показательно, часто с демонстрацией по телевидению. Остается надеяться, что не только «героический поступок» совершают, преследуя какие-то личные цели, а помнят о религиозном смысле действия.
Утречком 19 января завтракают обрядовыми постными печенюшками, которые называются «Кресты». Запить их следует глотком святой воды. Рецепт следующий: в одной посудине смешайте 3 стакана муки (без горки), 1,5 чайной ложки разрыхлителя, 2/3 стакана крахмала и 0,5 стакана растительного масла без запаха. Во вторую посудину налейте 0,5 стакана чуть теплой воды, добавьте 1 стакан сахара, 0,5 чайной ложки соли, 1 чайную ложку ванилина и хорошо перемешайте. Соедините все ингредиенты и замесите некрутое тесто. Раскатайте, ножом вырежьте полоски длиной 5–7 см. Из полосок сформируйте крестики (накладывая одну на другую). Украсьте изюмом, мармеладом или цукатами («вминайте» украшение в тесто, легонько надавив). Выложите на противень и выпекайте при t 180?С около 20 минут. Если печенье треснуло или подгорело, его на стол не ставят, отдают птицам. Как вариант, можно купить в магазине готовое постное тесто и испечь из него «кресты».
К вечеру все собираются за столом. Он должен ломится от разных яств – пост закончился. Начинается «зимний мясоед».
Приметы и Поверья
• Всякая нечисть, предчувствуя, что ее часы на земле сочтены, из последних сил пыталась напоследок навредить. Для защиты от всего недоброго из церкви приносили зажженную свечу и «рисовали» дымом крест над дверями. Или просто ставили ее в доме, чтобы сама неспешно догорала.
• Если в ночь с 18 на 19 января подойти к естественному водоему и долго смотреть на прорубь, в конце концов можно увидеть, как Иисус Христос входит в реку. Нет, самого Иисуса лицезреть не удастся, и не надейтесь. Но если водная гладь пришла в движение, появилась рябь или волна – значит, Он погрузился. Поднимайте голову к небу и просите о чем угодно, просьба будет услышана, потому что в этот момент «Небеса разверстые». Проблема только в том, что вода в реке постоянно «в движении». И как отличить простую волну от той самой, волшебной?
• Существует облегченный вариант предыдущей приметы. Никуда ходить не надо. Поставьте на стол чашу с водой и ждите, чтобы вода всколыхнулась. Это знак – Он совершил омовение, и Небеса открылись. Быстренько выглядываем в открытое окно или выходим на балкон, смотрим в небо и загадываем заветное желание.
• В Крещенскую ночь доставали деньги из кошеля, платочка или сундука (кто где хранил) и рьяно их пересчитывали, при этом повторяя: «Господь миру явится, а у меня денег прибавится». Никакая связь между праздником и деньгами не просматривается. Происхождение приметы покрыто густым туманом. Ее могли придумать по ходу дела. Просить же можно обо всем, так почему бы не попросить богатства. Авось привалит.
• Ночью набирали в миску чистого снега и заносили в дом. Поутру умывались талой водой со словами: «Вода с Неба все исправит, мне (имя) красоты добавит». Вряд ли с нынешней экологией от принесенного с улицы растаявшего снега прибавится красоты. Лучше не рисковать.
• Вернувшись с церковной службы, первым делом окропляли святой водой жилища – каждую комнату, не пропускали ни единого угла. Делалось это, чтобы призвать Божье благословение, в доме воцарились благодать и покой. Ну и чтобы остатки зла в страхе от святой воды бежали. Пальцы в воду не окунали. Делали кисточку для окропления из соломинок, прутиков. (Купите обычную кисточку для рисования с натуральной щетиной, она тоже подходит).
• Крещенской водой пользуются с благоговением. Пейте воду утром натощак, понемногу – по ложечке. Или в любое время суток, если почувствуете недомогание или что-то непотребное приключится и вы ощутите, что сию минуту нуждаетесь в божественной поддержке.
• Святой водой крестообразно смазывали больные места на теле. Умывались, чтобы личико стало «пригожим» и чтобы недуги ушли. От болезней приговаривали: «С утицы водица, с (имя) лиховица». С теми же словами умывали младенцев. (Лиховица – это болезнь, олицетворение недомогания. К слову, древние славяне мастерили обережный набор из мотанок, в который входило 12 или 13 кукол-Лихоманок или Лиховиц. Каждая носила имя определенного недуга. Верили, что когда болезнь заглянет в дом и увидит своего мини-двойника, она вселится в куклу, а не в человека).
• По сей день мамы с помощью святой воды защищают детишек от сглаза и вообще всякой напасти. Технология называется «сброс». Нужно набрать в правую ладонь немного воды, умыть лицо ребенка и «сбросить» (встряхнуть рукой, отряхивая с нее капли, как будто что-то сбрасываете). Повторить три раза. Второй метод – «с подола». Надо смочить водой подол маминой одежды с изнанки и трижды обтереть лицо дитяти по часовой стрелке. Под одеждой подразумевается не вечернее платье, а халат, футболка, ночная рубашка – смысл в том, чтобы это была мамина нательная вещь.
• Набирая или принимая святую воду, запрещается сквернословить, с кем-то ссориться, сердиться, желать кому-нибудь зла, допускать неблагочестивые мысли. Иначе святая вода потеряет свою святость или попросту разольется.
А вообще было бы неплохо, если бы мы научились не ругаться, не сквернословить и прочее не только в момент набора святой воды, а – всегда по жизни. Как ни жаль, это уже скорее из области фантастики.